Концепции этики

В процессе развития этики как философского течения возникали различные концепции, каждая из которых имеет свой взгляд на принципиальные для нее моменты. К примеру, основная идея автономной этики состоит в том, что нравственность каждого члена общества не зависит от социальных, культурных или религиозных предпосылок, а существует сама по себе. Согласно ей, существует особое «моральное чувство», которое и влияет на поступки человека, а также обеспечивает проявление у него совестливости. Причем, чувство это изначально заложено в человеке, а не появляется в результате воздействия воспитания или среды. Автономная этика предполагает, что индивид должен в первую очередь руководствоваться заложенным в нем стремлением к морали и нравственности, а не желанием достичь успеха или стать счастливым.

Гетерономная этика традиционно противопоставляется автономной. Суть ее, как несложно догадаться, заключается в том, что мораль каждого человека практически не зависит от его воли и формируется исключительно под влиянием воспитания и жизненных обстоятельств. Определенную роль играют правовые нормы, а также требования подчинения определенным правилам и авторитетам, которые сопровождают человека в течение всей жизни.

Эвдемонизм, как этическая концепция, подразумевает, что причиной нравственности человека является его стремление стать счастливым. Причем, данной концепцией оно признается как самое сильное из тех, что есть в человеке. Понятие счастья тесно переплетается с удовольствием, но не низменным физическим, а высшим, утонченно-духовным. По мнению приверженцев этой концепции, именно к его испытанию следует стремиться человеку. К понятию эвдемонизма очень близко учение буддистов, главная цель которых – достижение нирваны и избавление таким путем от страданий. Критики данной концепции настаивают на том, что к совершению нравственных поступков человека может подтолкнуть только выполнение морального долга, а не стремление к счастью.

Концепция гедонизма имеет нечто общее с эвдемонизмом. Их объединяет, в частности, стремление к удовольствиям. Однако гедонизм наивысшим удовольствием считает именно физическое, а не труднодостижимое духовное наслаждение. Причем, тяга к удовольствиям тесно связана с желанием избежать страдания. Согласно этой концепции, и наслаждение, и боль есть движение души, однако первое – нежное, постепенное, тогда как второе – грубое и порывистое. Разделяют гедонический эгоизм – стремление исключительно к услаждению самого себя, и утилитарный гедонизм – желание всем сделать хорошо. Данная концепция находит массу отражений в различных видах искусства.

Следующая существующая концепция - моральный абсолютизм – признает существование лишь одного возможного взгляда на нравственные нормы и принципы. Не может быть никаких оттеночных значений, а каждая ситуация, вне зависимости от контекста, должна оцениваться лишь с помощью абсолютных стандартов, которые применимы ко всем вопросам морали. Человек, который придерживает такой точки зрения, рассматривает, к примеру, войну, как исключительно негативное событие, вне зависимости от того, какие причины привели к ее началу, и какие результаты были достигнуты в процессе. Ложь – это всегда плохо, и ничто не способно ее оправдать. Моральный абсолютист не приемлет никаких смягчающих обстоятельств и объяснений в нравственной оценке действия или события.

Концепция морального релятивизма противопоставляется абсолютизму. Согласно ему, оценка ситуации может варьироваться в зависимости от контекста – культурного, исторического, личного. Принципиальных и нерушимых моральных норм вообще не существует, а правильность каждого нравственного утверждения должна согласовываться с ситуацией, относительно которой оно используется. Некоторые философы выступают с резкой критикой данной концепции, поскольку видят в ней внедрение вседозволенности при отсутствии твердых моральных принципов, а также оценки добра и зла.

Концепция формализма в этике заключается в том, что на основе одного утверждения, которое не может быть подвергнуто сомнению, можно сделать выводы обо всех остальных моральных принципах и ценностях. Приверженцы этой концепции должны вести себя так, чтобы их жизнь могла стать примером для всех остальных, чтобы из их поведения люди могли сделать для себя все необходимые выводы относительно нравственных норм.

Как видно, все существующие концепции этики делают попытки обозначить главные моральные ценности, а также пути их достижения. Каждая из них развивалась под влиянием ведущих философов и мыслителей, и каждая имеет право на существование. Определить единственно верную концепцию, которую признает таковой все человечество, не представляется возможным, поскольку аргументы всех являются достаточно весомыми. Некоторые из них вступают в явное противоречие друг с другом, а некоторые вполне способны сосуществовать. Какой (или каких) из них придерживаться, индивид принимает решение самостоятельно, согласовывая с ним свое дальнейшее поведение – в этом заключается практическое значение этических концепций.

||
||
~ ~
down