Общая характеристика и особенности главных направлений этики ХХ века

ХХ столетие войдёт в историю человечества как одно из самых динамичных и революционных. Глубокие социально-политические и экономические преобразования, а также революционные изменения в производительных силах, науке и технике за какие-нибудь полвека буквально преобразили современный мир.

Продолжает углубляться великая научно-техническая революция. Дающая человеку ни с чем не сравнимые силы воздействия на окружающую природу и ставящая по-новому вопрос о месте и роли человека в современном производстве, о мере его моральной ответственности за принимаемые научно-технические и производственные решения. Глубочайшие социальные перемены вызвали переоценку моральных ценностей в буржуазных странах. Так восстанавливается средневековая концепция греховности человека. Множатся высказывания о неизбежном моральном крахе современной цивилизации.

Социальные корни углубляющегося кризиса буржуазной морали кроются в господстве капитала, монополий, использующих высокоиндустриализированное современное производство, научно-технические достижения в бесчеловечных целях, обезличивающих человека, лишающих его всякой самостоятельности в образе мыслей, чувств, оценок, поступков.

Некоторые течения общественной мысли, признавая кризис морали в буржуазном мире, пытаются представить его как порождение всеобщего «кризиса человеческой цивилизации» в ХХ века. Другие уверяют, будто причина растущего аморализма коренится в научно-техническом прогрессе и связанном с ним повышении материальной обеспеченности человека. Третьи считают источником морального кризиса «вечную и неизменную» природу человека, проявляющуюся, прежде всего, в непреодолимом эгоизме и страсти к разрушениям. Четвёртые приписывают всё зло современного мира тому, что большинство людей отвернулось от бога, якобы единственного гаранта нравственности, а потому и погрязло в «пучине аморализма», но ни одно из этих объяснений не вскрывает подлинных причин морального кризиса.

||
||
~ ~
down