Этика бизнеса

Этика бизнеса и нравственности могут быть охарактеризованы лозунгом, под которым в дореволюционной России выходила газета деловых кругов "Биржевые ведомости": "Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли". Очень многие наши новоявленные бизнесмены далеки от peaлизации на деле этого принципа деловой жизни в цивилизованном мире.

Безупречная этика современных бизнесменов пока у нас не прижилась. Правда, и в развитых странах бизнес еще не обходится без злоупотреблений, элементарной непорядочности. В финансовом мире компании, частные предприниматели нередко теряют всякий стыд, когда речь заходит о расширении сферы бизнеса или захвате новых рынков. Острейшая конкуренция часто толкает бизнесменов на преступления. Но все равно основа бизнеса — это честность, порядочность, стремление не "объегорить" партнера, а действовать взаимовыгодно, развивать партнерские отношения.

Надо делать карьеру за свой счет, быть общительным человеком, легко входить в контакт, уметь располагать людей к себе и хорошо разбираться в них. Преуспевающий предприниматель обязан иметь такие качества как честность, любовь к порядку, пунктуальность, нестандартность мышления, умение подать себя, способность разумно рисковать, стремление к поиску и др. Ему нужны эрудиция, широкие знания истории, культуры и искусства. Необходимо и знание психологических особенностей человека.

Некоторые рекомендации отечественных и зарубежных специалистов:

выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать не только с точки зрения пользы для вашего дела, но и соблюдения нравственных норм;

выполняйте обещания в срок; если вы не смогли с дела это, определите новый срок и сдержите слово;

не оставляйте без тщательного анализа ни один случай сбоя, промаха, нравственного ущерба; в общении с людьми стремитесь понимать то, что не высказано;

руководствуйтесь в бизнесе тремя "не": не раздражайтесь, не теряйтесь, не разбрасывайтесь; будьте терпимы к недостаткам людей;

помните, что человека можно оскорбить, даже не желая этого;

избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, свидетельствующего о пренебрежении к окружающим; — нет ничего болезненнее для человека, чем унижение; не совершайте несправедливостей.

Морально-этические правила профессионального поведения включают такие этические нормы отношений, как честность и надежность, стабильность и обязательность. Одной из важных этических проблем в деловых отношениях является поиск «золотой середины» между необходимостью конкуренции и пониманием значения сотрудничества.

Субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников аналогичного уровня, запрет на действия подчиненного, минуя своего непосредственного руководителя, обозначение «рамок компетентности» в принятии управленческих решений, четкую фиксацию служебных прав и обязанностей

Профессиональные качества менеджера включают в себя:

Физические качества — активность, энергичность, здоровье, сила.

Личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху

Способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

Однако с этим мнением немало ученых и практиков не соглашаются, высказывая следующие соображения:

обладание менеджером перечисленными выше качествами еще не гарантирует эффективности руководства;

всем отмеченным требованиям удовлетворяет только небольшое число людей; данный подход предполагает, что "руководителями рождаются»; хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться.

Продумайте и сформулируйте систему тех качеств, которыми должен   обладать   современный    менеджер?

Подчеркните, какими еще достоинствами обязан располагать менеджер, действующий     на     нашем    рынке

||
||
~ ~
down