Нравственный прогресс

История предоставляет много фактов, свидетельствующих об «облагораживании» человеческой породы.

Во-первых, сфера применения норм морали становится все шире. Они прошли долгую эволюцию от правил для «своих» до заповедей общекосмического масштаба. Сегодня нравственную оценку получает явления, которые прежде считались нейтральным. Мы все острее реагируем на проступки, которые оставили бы равнодушными людей средневековья.

Во-вторых, повышается мера гуманности нашей жизни. Наш век отмечен чудовищными поступлениями, но не под их ли влиянием сама планка морального поднята на новую высоту? Обогатилось содержание простых норм нравственности на примере заповеди «не убий»; значительно сложнее стало понятие о достойном человека существовании.

В-третьих, повысилась значимость общечеловеческого начала в морали. Локальные, групповые кодексы сменяются планетарным мышлением, которое объединяет людей Земли, сближает их как равных. Наконец, с развитием человеческого сознания мораль делается все более сложной по механизму своего действия. Если прежде основными регуляторами поведения служили принуждение, страх и стыд, то в современном обществе человек имеет больше возможностей свободно поступать по совести.

Итак, признаками нравственного прогресса являются:

возрастание объема духовной свободы личности и расширение возможностей ее совершенствования;

усиление воздействия нравственных начал на все сферы общественной жизни;

способность морали преодолевать конфликтные ситуации;

повышение уровня нравственного протеста против бездуховности и аморализма;

дальнейшее теоретическое развитие морали, постоянное обогащение этики как науки;

определение новых, более совершенных способов воздействия и контроля за нравственным поведением людей.

Однако среди моралистов всегда находятся скептики, которые сомневаются в каком бы то ни было прогрессе в области нравственности. И тому есть много причин. Каждый новый век был отмечен еще более чудовищными преступлениями, чем предшествующий. Две мировых войны, ядерное и химическое оружие сделали XX век едва ли не самым страшным из всех. Современное зло стало куда более изощренным, чем простодушный порок наших малопросвещенных предков. Число негодяев не убывает, а святые исчезают. Выиграв в научно-технической области, мы разрушили гуманитарные основы своей жизни. В стремлении комфортно устроиться люди пренебрегают друг другом. Новые времена порождают все новые проблемы, не разрешая старых; сфера действия моральных оценок расширяется, все новые и новые явления, прежде считавшиеся нейтральными, ныне называются злом. Таким образом, "количество" зла увеличивается, зло воспринимается все более обостренно. И едва ли не в каждую эпоху слышны рассуждения об "упадке нравов''. Даже когда были прочитаны первые, клинописные таблички из библиотеки вавилонского царя Хаммурапи, в них говорилось, что наступившие времена куда хуже прежних.

С другой стороны, совершать добрые дела сегодня так же трудно, как и прежде, ценность их ничуть не меньше. Подвиг — всегда подвиг. А сострадание и милосердие не меняют своей природы. Добро есть добро, и непонятно, как оно может «развиваться» или «улучшаться». Сравнивая кодексы различных времен и народов, можно видеть, что они разные, но нельзя сказать, что мораль одних «лучше», чем мораль других. Это было бы дискриминацией, противоречащей духу морали. Таким образом, в определенном смысле в морали невозможен ни прогресс, ни регресс, она всегда как бы равна самой себе.

Не следует ли отсюда, что вопрос о прогрессе в морали — вообще фикция? Может быть, его нельзя решить в данной постановке, и поэтому следует отбросить "прогрессистскую" модель развития? Мораль, не столько "подымается" или "опускается" по лестнице прогресса, сколько "переливается" в лучах истории.

И все-таки, все выше сказанное позволяет сделать вывод, что в морали, как и во всех остальных отраслях социального воспроизводства, «в общем и целом наблюдается прогресс». Главным показателем нравственного прогресса является уровень сознательности и ответственности субъективного фактора. Мораль развивается на основе максимального сближения должного и сущего, формирования норм и идеалов, соответствующих объективным требованиям, предъявляемым информационной цивилизацией к личности и обществу.

||
||
~ ~
down