Религиозный подход

Религиозный подход или креационистские теории (креация — творение) представляют различного вида религиозные системы морали. Источником нравственности в рамках этих концепций является Бог. Мораль — это божий дар, который, подобно удару молнии, отсек человека от мира животных. Поскольку авторитет Бога священен и непререкаем, моральные заповеди его столь же сакральны, абсолютны и не требуют обоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда.

Нормы морали — от Бога. Они закреплены в божественных заповедях. Люди потому могут отличать добро от зла и стремятся к добру, что эту способность заложил в человеческую душу Бог. Если бы Бога не было, то люди не имели бы понятия о добре и зле и не знали бы разницы между ними. Бог дал нам совесть, которая отвращает нас от зла и несправедливости и требует совершать добрые и справедливые дела.

Религиозный подход к обоснованию нравственности обычно представляется в христианской и мусульманской богословской литературе как самоочевидный и единственно возможный. Однако он вызывает вопросы, на которые не дает достаточно убедительных ответов. Так, если признать, что Бог на самом деле вкладывает в душу человека совесть, стремление к добру, нравственный долг, то остается лишь недоумевать, почему он делает это столь небрежно: ведь многие люди явно оказываются обделенными Богом в этом отношении.

Сколько на свете людей бессовестных! То ли Бог не снабдил их понятиями о добре и зле и дал мало или не дал совсем совести, то ли они эти понятия плохо усвоили, а совесть потеряли, — в любом случае встает вопрос: если Бог добр и мог в полной мере даровать всем людям стремление к добру, зачем же он обрек часть их на моральную неполноценность?

Сторонники религиозного подхода к обоснованию нравственности утверждают, что она должна опираться на веру в Бога, ибо эта вера побуждает людей следовать нравственным заповедям, содержащимся в священных текстах, например, Моисеевым заповедям в Ветхом Завете заповедям Христа, высказанным в его Нагорной проповеди. Для тех же, кто не верит, что Бог нам дал нормы морали, исчезает стимул выполнять их. Как утверждает один из героев Достоевского «если Бога нет» то «все позволено».

Однако ставить знак равенства между безбожием и безнравственностью нельзя. Человеку совсем не обязательно верить в Бога, чтобы быть нравственным. Мораль атеиста может быть ничуть не хуже морали верующего. Многие атеистически настроенные мыслители не в меньшей мере, чем лучшие религиозные моралисты, отстаивали идеалы нравственной чистоты, честности и благородства. А в реальной жизни безбожники не столь уж редко оказываются столь же, а то и более порядочными людьми, чем иные верующие. Вовсе не обязательно верить в карающего Бога, чтобы вести себя по-человечески. Вера в Бога сама по себе вовсе не обязательно делает людей добрыми, честными, человечными.

||
||
~ ~
down