Моральное развитие человечества

На протяжении истории мораль всегда была главным условием социализации личности, выводя ее за пределы чисто природной значимости.

Проблемы нравственного прогресса и его критерии расположены на стыке различных наук: истории и этики, этнографии и социологии, психологии и истории права, истории искусства и эстетики и т. д. Здесь важно и описание нравственного развития, как отдельных народов, так и всемирного развития общества. Объективные показатели нравственного прогресса, определение его общеисторического критерия, исследование эволюции нравственности в масштабе всемирной истории показывают, что существуют реальные подходы для ответа на этот вопрос.

История развития нравов показывает, что даже первые нравственные понятия — добро и зло — крайне «молоды» в словарном запасе первобытных племен. С другой стороны, некий порядок бытия в племени выступал, прежде всего, как естественно трудовое требование, подчеркивая, что правила выражают естественно-необходимые потребности производства, границы жизни и смерти, которые не нуждаются в особом нравственном обосновании. Например, инициации (обряды посвящения), распределение пищи, половозрастные отношения и т.п.. Таким образом, «самоочевидность» нравственных предписаний и непосредственность, «интуитивность» в определении добра и зла возникли из их многократного употребления.

Критерий прогрессивности этого процесса вначале слит непосредственно с общесоциальными показателями. Лишь с развитием относительной самостоятельности нравственности появлялись и относительно самостоятельные исторические признаки прогрессивности этого движения. История этических учений свидетельствует, что нравственный прогресс в обществе всегда был связан с соответствующими социальными условиями. В истории развития морали, как и в истории развития самого общества не было прямой восходящей линии. Изучение взаимосвязи морали и состояния общества свидетельствует, что ее падение наблюдалось в периоды упадка и духовных кризисов самого общества. Особенно это характерно для периодов перехода от одного общественного строя к другому. История также свидетельствует, что у человечества никогда не было «золотого века», но был медленный прогресс в развитии морального самосознания личности, появлении новых моральных достоинств, расширении свободы выбора и борьбы мотивов, возрастании роли личного общения и др. Но этот прогресс сопровождался и появлением новых нравственных пороков по сравнению с предыдущими (в настоящее время, например, коррупция, массовая депрессия, наркомания, распространение мафиозных структур и др.). Поэтому нравственный прогресс – это не прямая абстрактная линия, а постепенные и противоречивые шаги в регулировании отношений между людьми на основе морали.

Каждый новый этап в развитии морали достигался через борьбу добра и зла, ответственности и безответственности, позитивных и негативных тенденций. Нравственное развитие человечества — постепенное восхождение к новым духовным вершинам. Носителями морального прогресса всегда являлись передовые классы и слои общества (в Новое время — буржуазия, затем рабочий класс; в настоящее время — новый средний класс). Чем более эгоистичны, архаичны и ограничены интересы класса, находящегося у власти, тем больше они противоречат объективному ходу истории, духовному прогрессу и тем в большей степени в интересах всего общества необходимо их скорейшее преодоление.

При этом надо иметь в виду, что новое в морали появляется как исключение из правила, как единичное.

Постепенно оно становится из единичного особенным, а затем из особенного — всеобщим. О. Уайльд парадоксально заметил: «непокорность — основная добродетель человека, ибо благодаря ей стал возможен прогресс».

Прогресс нравов отражает не только требования социально-экономического развития, но и активное отношение субъекта истории к своей деятельности. Рост влияния морали, совершенствование нравственного самосознания, расширение возможностей для морального выбора — все эти черты нравственного прогресса говорят о развитии индивидуальной свободы, освобождении человеческой личности, расширении пространства и стимулов ее творческой деятельности.

В наши дни человек многозначен в своем поведении. Особенно, в современном индустриально-развитом рыночном обществе, поскольку в нем все отчуждается и все продается. Мораль и нравственность не являются исключением. Добродетель и порок, скромность, совесть, любовь, симпатия, улыбка, смех — все можно купить и использовать, а фальсификация этой, якобы нравственной и духовной, «продукции» достигает высокой виртуозности и мастерства. С другой стороны, часто она через СМИ используется для манипулирования общественным мнением, в результате чего меняются местами полюса нравственности.

Особенностью морали современного общества является то, что знание и умение, которые требуются от работника, все глубже сращиваются с моральными качествами личности. Профессиональные решения все чаще требуют от личности тяжелейшей моральной нагрузки, а этическая взыскательность объективно необходима для обеспечения позитивных результатов профессиональной деятельности. В современном обществе этика добродетелей необходимо должна дополняться институциональной этикой, которая воплощена в соответствующих правилах функционирования социальной системы и совпадает с логикой объективного развития общества. Понятия добра, зла, совести, достоинства, справедливости, ответственности и другие конкретизируются, получают новое содержание, соответствующее возросшему уровню духовной культуры, достижения научных знаний, технологическому процессу воспроизводства.

Прогресс нравственности в современном обществе многогранный и сложный. Это одновременный прогресс отрицания тех ее норм и установок, которые перестали соответствовать новой эпохе, критически позитивного переосмысления всего того, что может быть использовано в созидательных усилиях по реформированию социальной системы, и главное – обогащения теории и практики морали новыми духовными ценностями. Развитие морали – отражение реальных социальных и человеческих противоречий, решение которых во многом зависит и от состояния ее самой. Единственно возможный вариант этого в современных условиях: опора на духовные начала, требовательность в выполнении каждым своего морального долга, нетерпимость ко всем проявлениям аморализма, диалог.

||
||
~ ~
down