Этические правила общения

Общение как вид деятельности играет в жизни человека самую главную роль. Это и способ налаживать любые связи, отношения, и возможность передать свои мысли, и настоятельная психологическая потребность. Люди, которые считают себя необщительными, на самом деле просто более избирательно подходят к выбору собеседников, сознательно ограничивая круг людей, с которыми они проводят время. Для того чтобы общение было результативным и не оставляло после себя неприятного послевкусия, оно должно быть этичным.

Правила такого общения, прежде всего, включают в себя вежливость. Собеседники не должны повышать голос друг на друга или грубить. Это приведет не только к испорченным отношениям, но и переведет разговор из конструктивного диалога в деструктивный монолог. Если же один из участников разговора позволил себе перейти на личности и грубости, следует сказать ему, что разговор в таком тоне вестись не может, и прекратить его, по крайней мере, до тех пор, пока он не сумеет взять в себя в руки. Как правило, вежливый и твердый тон в ответ на повышение голоса быстро отрезвляет человека, после чего вполне возможно возвращение диалога в прежнюю колею.

Еще один вариант, который может свести разговор на нет – это завуалированные оскорбления. Они, как правило, произносятся в спокойном тоне и не являются явными грубостями, однако в контексте ситуации достигают своей цели и унижают собеседника. В присутствии посторонних, вне зависимости от того, посвящены ли они в тему и участвуют ли в разговоре, участник разговора, в сторону которого были направлены оскорбления, чувствует себя еще более униженным. Если грубость и повышение голоса можно списать на неконтролируемую вспышку ярости, то завуалированные оскорбления – это тщательно взвешенные выражения. Поэтому, услышав их, лучше всего закончить диалог в спокойном тоне. Если собеседники были наедине, нет необходимости в каких-либо объяснениях. Если же при разговоре кто-то присутствовал, при желании, можно кратко пояснить, почему он не может продолжаться.

Вообще, высказывать несогласие с собеседником можно только в корректной форме и лишь по сути диалога, без переходов на личности. Это гарантирует наиболее результативный разговор, который оставит после себя приятное впечатление. Если собеседник приводит аргументы, следует оспаривать их по сути. В итоге, если даже участники диалога не придут к общему решению, у них останется приятное впечатление друг о друге, которое, благодаря соблюдению этических норм, позволит им в будущем свободно продолжать общение.

Если мысль, высказанная в ходе разговора, была понята собеседником и не вызвала дополнительных вопросов, не стоит повторять ее несколько раз. Это раздражает других участников разговора, создавая впечатление, что говорящий оценивает свои умственные способности выше, чем остальных. К тому же, это создает впечатление о нем, как о нудном человеке, который, не имея, что сказать нового по сути, повторяет несколько раз одно и то же. Возможно, в лицо он не услышит в свой адрес ничего, но, практикуя такой ход постоянно, в целом сформирует о себе не самое лучшее впечатление. А это вполне может привести к отсутствию у остальных желания общаться с ним без крайней необходимости.

Очень важно для ведения разговора уметь вовремя признать свою неправоту. При условии, что человек вызывает к себе уважение, это не только не унижает, а наоборот, возвышает его в глазах собеседника. Для того чтобы признать, что в обсуждаемой ситуации истина оказалась на стороне оппонента, нужно определенное мужество, наличие которого однозначно вызывает к себе хорошее отношение. Прибавив к этому отсутствие желания упорствовать в своей неправоте, собеседник, как правило, начинает еще сильнее его уважать. Ну, а отсутствие компетенции в данном конкретном вопросе на фоне отличного впечатления уже не играет особой роли. Все это актуально, разумеется, только в том случае, если ситуация не повторяется часто.

Если речь идет о разговоре по телефону или деловой беседе через интернет, полным отсутствием этичности будет заставлять собеседника долго ожидать. Все срочные дела, которые могут переключить внимание на себя, желательно заканчивать до начала разговора, чтобы спокойно вести беседу, не заставляя собеседника постоянно чувствовать, что он отвлекает от важных дел. Иначе разговор может закончиться тем, что собеседник либо прямо выразит свое неудовольствие, либо скажет, что у него много дел, и желательно перенести разговор на более удобное для обоих время. Которое, кстати, может так и не наступить.

Трудности в общении рано или поздно возникают у всех людей. Однако соблюдение простых этических норм может помочь свести их к минимуму, свободно находя общий язык с семьей, родными, сотрудниками, друзьями и просто людьми вокруг. Лишь так возможно по-настоящему наслаждаться обществом окружающих, ведя длительные беседы о высоких материях в дружеской компании или перекинувшись парой слов о погоде со случайным знакомым.

||
||
~ ~
down