Философские методы и учения Сократа

Основные положения учения Сократа
Сократ о любви и эросе, о вселенском разуме и его проявлениях. Казнь Сократа и ее последствия для развития философии и этики.
Личность и учение Сократа.Часть первая.
Личность и учения Сократа. Часть вторая.
Личность и учения Сократа. Часть третья.
Метод Сократа
Сократ о человеке и человеческих ценностях.Часть первая.
Сократ о человеке и человеческих ценностях. Часть вторая.
Философские методы и учения Сократа. Часть первая.
Философские методы и учения Сократа. Часть вторая.

Одним из источников, который дает нам наиболее полное представление о личности и учении Сократа, являются труды Платона. Платон познакомился со своим учителем, когда тому было уже более шестидесяти лет, за восемь лет до смерти Сократа. Эта встреча произвела на Платона революционное воздействие и именно по его «Апологии» можно узнать об особенностях и методах философии Сократа.

«Апология Сократа» - это оправдательная речь философа в Афинском суде (399 год до н.э.). «Апология» написана как художественное произведение и включает в себя несколько частей:

  1. Речь Сократа после обвинения перед приговором, где он сам характеризует свою персону, критикует обвинителей. В этой речи Сократ говорит о том, что убийство его будет страшным для судей, так как после его смерти не будет человека, который будет побуждать их искать истину.
  2. Речь после общего обвинения. Сократ выражает свое удивление, что обвинение поддержало небольшое количество голосов, считает, что судьи не поймут его, т.к. ему не верят.
  3. Речь после оглашения смертного приговора. Философ говорит, что голосовавшие за казнь сами себе причинили зло, потому что впоследствии его будут считать мудрецом, а их – обвинять. Он же не желает унижаться перед судьями, которые его не понимают. Сократ такую смерть признает благом и если смерть является переходом в Аид (царство мертвых), там он станет бессмертным и встретит справедливых судей.

Сократ мудро заканчивает свою речь: его ждет смерть, а обвинители его останутся жить, но в данном случае неясно, что хуже, а что лучше.

Этот наиболее весомый письменный источник, повествующий о Сократе, во многом спорен, но дает представление о методах сократовской философии. Почему же этот человек, не оставивший нам ни одного письменного сочинения, остался на протяжении столетий одной из самых ярких личностей Античной Греции?

Сократ не отличался привлекательной внешностью, не получил утонченного образования, определенной специальности и регулярных занятий не имел, но был настолько популярен в Афинах того времени, что правительство 30-ти тиранов хотело, чтобы он был на их стороне и пыталось привлечь его, но от таких предложений Сократ отказался.

Его любимым и, по сути, единственным занятием, было вести диалоги и задавать вопросы. Особенно Сократ любил беседы с самодовольными людьми, каверзными вопросами он совершенно сбивал собеседника с толку, заодно сбивая и его спесь. Изображая себя простаком, философ приписывал себе неудачи оппонента, добродушно смеялся над ним.

Метод вопросов и ответов был новым в философии того времени и очень эффективным – применяя его, можно было с легкостью разбить представления обывателя о мироустройстве. Форму диалога использовали и софисты, но Сократ, в отличие от них, не опускался до беспринципности и пустословия.

В то время как натурфилософы задавались вопросами о природе, богах, науках, вопросы Сократа касались морали, человеческой души, предназначения, эстетики и политики. Одним из первых Сократ обратился к человеческой сущности, он поднимал вопросы о том, что такое справедливость, добро и зло, что есть закон, в чем сущность прекрасного.

Он пытался найти ответы на вопросы, относящиеся не только к философии, но и к эстетике.

В «Апологии» Платон приводит рассуждения Сократа следующего характера: девушка прекрасна, но что такое прекрасное? Прекрасной может быть и лошадь. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить не одну девушку и не одну лошадь. Но и изучения многих лошадей и многих девушек будет мало для того, чтобы понять, почему мы считаем их прекрасными. Так зарождался индуктивный (или индуктивно-дефиниторный) метод поиска истины в философии. Индукция давала возможность рассмотреть предмет с разных точек зрения, учитывая разные мнения, процессы. На основе понятия об отдельных вещах, Сократ искал определения общего понятия, что впоследствии отмечал Аристотель. Сократ знал обывательскую психологию – когда понятие подменяется характеристикой известной вещи или представлением о ней. После беседы с Сократом собеседник терял ясное представление о предмете, ему требовались дальнейшие разъяснения. Таким образом, Сократ в пух разбивал обывательские представления.

||
||
~ ~
down