Метод Сократа

Основные положения учения Сократа
Сократ о любви и эросе, о вселенском разуме и его проявлениях. Казнь Сократа и ее последствия для развития философии и этики.
Личность и учение Сократа.Часть первая.
Личность и учения Сократа. Часть вторая.
Личность и учения Сократа. Часть третья.
Метод Сократа
Сократ о человеке и человеческих ценностях.Часть первая.
Сократ о человеке и человеческих ценностях. Часть вторая.
Философские методы и учения Сократа. Часть первая.
Философские методы и учения Сократа. Часть вторая.

В центре философской мысли Сократа – человек и его сознание, Сократа можно справедливо назвать одним из первых антропоцентристов. Антропоцентризм – учение, рассматривающее человека как центр мира, когда бытие воспринимается через призму сознания человека, через его существование.

Сократ полагал, что человеку дается знание от рождения, когда он приобретает жизненный опыт в процессе взросления, он способен вспоминать, метод Сократа получил название «маевтика», что в переводе с древнегреческого означает «акушерское дело» или «повивальное искусство». Сократ считал, что помогает своим собеседникам родиться к новой жизни, познать "всеобщее" как основу истинной морали. С помощью иронии Сократ раскрывал противоречивость убеждений своих оппонентов, помогал преодолеть ее и добиться истины.

Говоря о философском методе Сократа, нужно принимать во внимание следующие важные моменты: Сократ верил в жизнь после смерти, не отрицал метемпсихоз (учение о переселении души, перевоплощении). Вера в богов не занимала существенного места в его философии, как отмечает Платон, она в основном служила воспитательным целям.

Философский метод Сократа – устный, диалогический, его основа – в философских дискуссиях, которые Сократ проводил со всеми людьми, вступавшими с ним в беседу, с софистами.

Сократ разделил знание на доказанное (философское), и диалектическое (догадка, мысль – “dotsa”).

Маевтика была популярным подходом на пути понимания природы человека, его способности познавать в течение всей истории философии, вплоть до нового времени. Во времена средневековья, с его господством монотеизма, природа человеческих знаний была признана божественной, это было неоспоримо, и маевтика как нельзя лучше вписывалась в такое понимание.

«Демон» Сократа

Сократ постоянно говорил о том, что слышит внутренний голос, который удерживает его от совершения каких-либо поступков. Он слышал этот голос с детства, и, говоря о нем, обосновывал собственное поведение. Сократ признавался, что всегда старался следовать советам своего демона, его предостережениям, действовать в соответствии со своими убеждениями, которые глубоко продумывал.

Жизнь как нравственный поиск

Стремление быть честным с собой, в любой ситуации оставаться самим собой, определило его жизненный путь. От отца – скульптора Софрониска, Сократ усвоил искусство ваяния, некоторые скульптуры в Акрополе даже приписывали его авторству, но пути отца он не пошел.

Исходя из побуждений своей души, он придумал себе профессию сам – стал вести с людьми этические беседы, побуждая их заняться нравственным поиском и встать на путь самопознания.

Он видел свое предназначение в пробуждении людей от нравственного сна. Сократ говорил, что Бог направил его в Афины, чтобы он носился по городу целыми днями, будил горожан, упрекал их, взывал к их совести, уговаривал непрестанно.

При этом Сократ выполнял свои гражданские обязанности - у него была семья, он занимал выборные должности, принимал участие в Пелопонесской войне, где показал себя бесстрашным воином. Но своим истинным делом, которому он был всецело предан, он считал ведение нравственных диалогов.

Все свое внимание Сократ сконцентрировал на человеке, его поведении. Эти проблемы он считал для философии важнейшими. Ранее философия понималась как изучение природных явлений, наблюдаемых человеком, космоса. Этот подход был характерен для предшественников Сократа.

Такой поворот в истории философии был впоследствии назван «сократическим», Цицерон, в частности, сказал, что Сократ спустил философию с небес на землю.

Ксенофонт отмечает, что Сократ уделял внимание исследованию этических проблем, качающихся порока и благочестия, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого.

Для Сократа теория и практика были неотделимы друг от друга – знание определяет ценность дела, и наоборот. Поэтому он был уверен в том, что философию – истинную мудрость и истинные знания, которые доступны человеку, нельзя отделить от праведных дел и любых проявлений добродетели.

Сократ считал, что человек, обладающий мудростью и знанием, но лишенный добродетели, о чем можно судить по образу его жизни, не может быть философом. Поэтому единство добродетели и знания, по Сократу, является отличительной чертой истинного философа и признаком истинной философии.

||
~ ~
down