Объекты любви

Любовь - это не столько взаимоотношение с конкретным человеком, сколько прежде всего отношение, которое способно определять связи человека с миром как целым. Любовь к одному человеку и равнодушие ко всем остальным - это не любовь. Утверждая, что любовь - это ориентация, которая распространяется на всех, а не на одного, нельзя сказать, что между разными типами любви нет различий, которые определяются объектом любви.

  1. Братская любовь.

    Наиболее основополагающий вид любви, который лежит в основе всех других - это братская любовь. Можно подразумевать под этим чувство ответственности, заботу и уважении, понимание любого другого человека, а также стремление помогать ему в его жизни. Братская любовь - это любовь ко всем людям. В братской любви присутствует переживание единение со всеми людьми, а также чувство человеческой солидарности. Основу такой любви составляет переживание того, что все люди - одно целое. Братская любовь - это любовь равны, но ведь зачастую в жизни, даже имея равные права, мы не всегда равны. Каждый человек время от времени нуждается в помощи. Любовь к беспомощным, к бедным и незнакомым - это начало братской любви.

  2. Материнская любовь.

    Материнская любовь - это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка. Поддержание жизни имеет два аспекта: один аспект - это забота и ответственность, которые необходимы для обеспечении жизни и развития ребенка. Другой же аспект касается более важных проблем, чем просто сохранение жизни. Мать должна внушить ребенку любовь к жизни. Материнская любовь к жизни столь же заразительна, как и ее тревога. И то и другое сильным образом влияет на личность ребенка.

    Отношения матери и ребенка по самой своей природе неравноправны: один нуждается в помощи, а другой способен ее предоставлять. Большинство женщин стремятся иметь детей и очень счастливы, когда ребенок появляется на свет, и с радостью заботятся о нем. При этом, что они ничего "не получают" взамен, кроме улыбки ребенка или выражения радости на его лице. Такое любовное отношение имеет свои корни в инстинкте, который можно обнаружить у самок животных.

    Материнская любовь к растущему ребенку. ничего не требующая для себя, пожалуй, наиболее трудная форма любви. Женщина может быть истинно любящей матерью в том случае, если она обладает способностью любить - любить мужа, детей, всех людей.

  3. Эротическая любовь.

    Эротическая любовь - это стремление к полному слиянии, единению с другим человеком. Любовь, как известно, может вызывать физическое желание. если же физическое желание было вызвано не любовью, если эротическая любовь не есть одновременно и братская любовь, то она может привести лишь к временному единению. Для эротической любви характерна исключительность объекта. эротическая любовь имеет свойство исключительности, но она любит в другом человеке все живое. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле эротического слияния, полной отдачи во всех жизненных проявлениях, но отнюдь не в смысле глубокой братской любви.

    Такая любовь основана на одной предпосылке: моя любовь исходит из самой глубины моего существа и в другом человеке я тоже воспринимаю его истинную сущность.

  4. Любовь к себе.

    Как известно, любить себя грешно. Чем больше человек любит себя, тем меньше он любит других. Любовь к себе, по мнению Фрейда, является нарциссизмом. Истинная любовь - это выражение созидательности, она предполагает заботу, ответственность и знание. Но человек может стать объектом своей любви, как и любой другой человек. Если человек способен на созидательную любовь, он может любит и самого себя. Если же человек способен любить только других, значит, он не умеет любить вообще. Эгоизм и любовь к себе - не только не одно и то же, но прямо противоположные понятия. Эгоист любит себя не слишком сильно. Отсутствие заботы и нежности к себе, которое является лишь одним одним из показателей отсутствия созидательности, превращает его в опустошенного человека. Эгоист не умеет любить других, но при этом он не умеет любить также и себя. О любви к себе вряд ли можно сказать лучше, чем это сделал Экхарт. Мыслитель утверждает, что только любя себя, можно любить других так же. Любя другого человека меньше, чем себя, нельзя любить себя по-настоящему. Но одинаково, любя всех, в том числе и себя, можно любить всех как одно существо, и существо это есть одновременно Бог и человек. Необходимо любить в равной степени и себя и других.

  5. Любовь к Богу.

    Такая любовь также может возникать из потребности достичь желаемого единения. Во всех религиях Бог выступает как высшая ценность. Именно эволюция от антропоморфного божества к принципу чистого монотеизма и определяет природу любви к Богу. Если Бог - это отец, то каждый человек - это его дитя. В системе религиозных взглядов, которая господствует на Западе, любовь к Богу является тем же самым, что и вера в Бога, вера в его существование. В восточных религиях любовь к Богу - это напряженный чувственный опыт слияния, который неразрывно связан с выражением этой любви в каждом жизненном акте.

||
||
~ ~
down